...ховной культуры. Наукой — на-подобие естественных наук, — она не является, потому что не имеет конкретной области исследования, собственных (философских) средств обоснования знания, специфических «философских законов». Однако отдельные области фи¬лософии (некоторые онтологические, гносеологические, социологические концепции) вполне могут носить черты научности, когда используют эм¬пирическую базу (признающей чувственный опыт единственным источником знаний) соответствующих наук и средства повышения правдопо¬добия своих утверждений, включая общенаучные методологические сред¬ства. Более того, философия выполняет функцию аппроксимации — при¬ближения своих утверждений к строго научным положениям. Когда это удается, философское знание становится достоянием той или иной науки. Эту функцию философии можно назвать функцией порождения научно¬го знания.
Философия не является искусством — наподобие поэзии, музыки или художественного творчества, поскольку является продуктом не эмоцио-нального, а рационального отношения к миру. Она выражает себя не столь¬ко в образах, сколько в понятиях, всегда озабочена обоснованием своих выводов, чего нет в искусстве, стремится не к созданию искусственного (вир-туального) мира, а к пониманию действительности. В философии стремятся представить общезначимое (а не личностью значимое, как в искусстве) по-нимание мира.
Философия не является и религией. Хотя философские принципы при-нимаются гипотетически, на веру, но при этом не предполагается, что за-ключения любого философа не могут быть оспорены, в том числе и путем выдвижения иных принципов. Однако в двух случаях философия сближает¬ся с религией: 1) на заре развития философии (в частности в Древней Ин¬дии) философия и религия функционировали в качестве одной неразрывной (синкретической) формы культуры; 2) когда философию превращают в го-сударственную идеологию (так обстояло дело с философией марксизма) и она объявляется единственно возможной на все времена.
Таким образом, философия является областью знания, основанной на своих собственных принципах (т.е. автологична). В силу своего про-межуточного положения в Культуре она выполняет объединяющую функ-цию, обеспечивает внутри культурный и межкультурный диалог и тем са¬мым определяет тип данной культуры. А для каждой из отдельных областей культуры она играет роль методологического обоснования, поскольку обе-спечивает анализ исходных понятий, применение общезначимых методов исследования и понимания.
Сциентизм( лат - знание наука) - концепция заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры в идейной жизни общества В качестве образца науки С обычно рассматривает естественные и т наз точные науки Будучи не строго оформленной системой взглядов а скорее идеальной ориентацией С может проявляться по-разному с различной степенью и силой - от внешнего подражания точным наукам ( искусственное применение математической символики анализ философско - мировоззренческих и социально - гуманитарных проблем формы характерной для этих наук) до абсолютизации естественных наук как единственно научного знания и отрицания философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (Антисциентизм). Скачивайте и читайте другие книги , как :
Психофизическая проблема и ее современной вид. Категории свободы и необходимости в оценке роли личности в социуме Методологические идеи структурализма и его онтологическое обоснование Методы получения знаний и методы достижения понимания, их соотношение Категории качества и количества, противоречия, двойного отрицания и их значение в объяснении функций, причин и тенденций развития Суть индуктивного метода. «Каноны Милля» Категории материального и идеального, их модификации. Разновидности материализма и идеализма. Проблема единства мира. Общественное сознание, его формы, структура и соотношение элементов Категории содержания и формы, части и целого в философии и науке. Холизм и элементаризм как установки в научном исследовании Концепции детерминизма и индетерминизма в науке, технике, социологии и философии. Фатализм и провиденциализм Концепции постиндустриального и информационного общества. Техницизм, его достоинства и недостатки Культурологические модели общественной жизни. Соотношение понятий культура и цивилизация. Взаимодействие культур как актуальный вопрос современности. Терроризм как глобальная п Личная жизнь с системной точки зрения. Проблема смысла жизни как основной вопрос философии экзистенциализма Личность как понятие социальной философии. Соотношение личности и общества в «закрытом» и «открытом» обществах Методы аналогии и моделирования, средства повышения их надежности. Моделирование в естественных, технических и гуманитарных исследованиях. Модели общества с политическим концептом. Человек и государство. Основной вопрос философии политической жизни Модели общества с экономической точки зрения. Понятие общественно-экономической формации, базиса и надстройки в марксизме. Человек как совокупность социальных отношений Наблюдение, сравнение и эксперимент. Виды эксперимента. Количественное и качественное измерение Научное объяснение и его специфика в гуманитарном и научно-техническом познании. Виды объяснений. Общие теории систем, их основные черты и границы применимости Объяснительный смысл категорий причины и действия, необходимости и случайности, возможности и действительности в естественнонаучном, техническом и гуманитарном познании Определения и их виды. Роль определений в научном исследовании. Понятие экспликации Парадигмы и их роль в науке, технической деятельности, искусстве Понимание социума и стрелы истории с точки зрения человеческих экзистенциалов Понятие адекватности средств относительно цели, гуманитарные и инженерные аспекты их соотношения Понятие гипотезы. Верификация и фальсификация гипотез Понятие знаковой системы. Язык и другие знаковые системы. Виды языков. Языки ученого, инженера, гуманитария Понятие и структура научной теории. Теория как система. Понятие истины и ее критерия как философская и научная проблема. Соотношение критериев истинности и понятности. Принцип фаллибилизма Понятие классификации и ее правила. Субстантивация и релятивизация как методы познания. Границы экстраполяции Понятие личной свободы и его отличие от понятия свободы в онтологическом аспекте Понятие научного метода. Классификации методов. Специфика использования методов в естественных, технических и гуманитарных науках Понятие системы и его философское содержание. Научная, культурная, социальная, техническая начимость понятия система Понятие социального класса и классовой борьбы. Классовая борьба в «закрытом» и «открытом» обществе Понятие творчества в науке, технике и искусстве. Проблемы активизации творческой деятельности и алгоритмы решения технических задач Понятие философских категорий и их роль в научном, техническом, гуманитарном знании |
Понятие философских категорий и их роль в научном, техническом, гуманитарном знании Понятия научного факта и научной проблемы. Виды фактов и проблем. Значение постановки проблем в научной работе Понятия тоталитаризма и либерализма. «Открытое» и «закрытое» общество. Проблемы становления гражданского общества в Украине Постановка проблемы человека в социальном и индивидуальном контекстах. Основные вопросы человеческого бытия Прагматизм и понятие деятельности. Роль технической деятельности в познании Принципы индивидуализма и коллективизма, эгоизма и альтруизма в открытом и закрытом бществах Принципы историзма и историцизма. Философской аспект проблемы предопределения в истории Проблема движения и развития в философии, науке, технике, социальной жизни. Критерии развития Проблема неопределенности как научная, техническая и гуманитарная проблема Проблема определения субъекта социально-исторического действия. Роль личности, народных масс, этносов, религиозных конфессий, классов, политических и профессиональных групп в и Проблемы натуральной онтологии и их постановка в философских концепциях Проблемы социальной философии в истории философской мысли Проблемы структурной онтологии в истории философии, их значение в научном исследовании Психологические модели социальной жизни. Соотношение рациональных, нерациональных и иррациональных действий людей в истории Развитие науки в «нормальный» и «революционный» периоды. Самоопределение личности относительно других людей. «Я» и «Другой». Интенциональность и миропонимание Системное представление истории и социальной жизни, роль моделей в объяснении социальных явлений Системный метод и его использование в естественном, техническом и гуманитарном познании, в социальной практике Скептицизм и агностицизм, их исторические источники Современные проблемы противостояния концепций глобализма и антиглобализма Соотношение понимания и объяснения в естественнонаучном и гуманитарном познании. Виды непонимания Соотношение понятий истины и правды, их роль в научной, художественной и социальной практике Социальная психология и социальная идеология. Коллективное бессознательное и понятие архетипов Социально-культурное значение исследования структур в науке и технике. Философский категориальный базис для отображения структуры мира. Социальные вопросы и проблема человека в украинской философии Сравнительные характеристики марксизма и неотомизма как философских онтологий Сущность человеческого сознания и его генезис. Сознание и язык. Анализ сознания и современные технические устройства Типы отношений. Принципы относительности и связи Феноменологическая редукция как методологический прием Философия как методология. Философские основания научного знания Философия как мировоззрение, миропонимание и методология, её роль в современной духовной культуре. Философия личного бытия постановка проблем философии человека Философские антропологические концепции ХІХ-ХХІ ст Философские концепции пространства и времени. Постановка проблемы пространства и времени в естествознании и гуманитарных науках Философский и социальный смысл концепции лингвистической относительности Философский смысл понятий надежды, веры и любви. Любовь, собственность, ответственность и власть. |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|