...тории, существуют еще и цикли-ческие (в буддизме, у Платона, Аристотеля и др.). Они исходят из того, что общественная жизнь движется по кругу, всегда возвращается к своим ис-токам, чтобы потом вновь пройти все те же циклы. Такие модели строились по аналогии с представлениями о циклах, которые имеют место в природе: смена времен года, биологические ритмы, круговорот вещества и т.д. Лишь в XVIII ст. возобладали идеи линейного исторического прогресса.
С XIX в. циклические модели относят, главным образом, к объяснению эволюции отдельных Культур. Н.Я. Данилевский (в работе «Россия и Ев-ропа» — 1869) различал всего 13 «культурно-исторических» типов («ци-вилизаций») — в основном, по этническому признаку. Все они проходят стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. В каждой цивилизации познание, стремление к социальности, творческий импульс зависели, по его мнению, от этнических биологических предпосылок. Цивилизации проявляют себя в четырех видах деятельности — религиозной, культурной (научное и художественное творчество), политической и социально-экономической. Какой-то из видов деятельности - основной, а остальные выступают средствами. Лишь «славянский тип» в будущем равномерно разовьет все четыре вида деятельности, полагал автор.
Концепция культуры О. Шпенглера (работа « Закат Европы» — 1917) предполагала существование 8 равноценных культур: египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской (он назвал ее «апполоновской»), западноевропейской («фаустовской»), культуры майя и сибирской культуры (она предполагалась в будущем). Культура, по Шпенглеру, — это живой организм. Она отличается целостностью (завершенностью и когерентностью) форм мышления, стиля экономики, политики, религии, художественной жизни. Приоритет отдавался «лирическому началу». Когда гуманитарный порыв слабеет, когда настает период подражания и стандартизации, господство техники, культура теряет «душу» и превращается в цивилизацию. Эта судьба предсказана Шпенглером и фаустовской культуре. От рождения до гибели культура может существовать ок. 1000 лет.
Кроме концепций Данилевского и Шпенглера, широкую известность приобрела также концепция А. Дж. Тойнби (12-томный труд «Постижение истории» — 1934-1971 гг.), в котором цивилизации (их насчитывается около двух десятков) различаются по системам ценностей и специфическим географическим условиям. Цивилизации эволюционируют благодаря «жизненному порыву» по схеме: возникновение — рост — надлом — упадок — разложение, причем не каждая из цивилизаций успевает пройти весь цикл полностью. Цивилизации подчиняются закону «вызова и ответа» — способности или неспособности элиты («творческого меньшинства») адекватно реагировать на природные и социальные потрясения. Творческое меньшинство в период расцвета цивилизации обладает моральным авторитетом, но затем превращается в касту, которая свой авторитет теряет. Этой элите приходят на смену люди, которые опираются уже на силу — силу денег или оружия. Это переломный момент цивилизации. Творческие люди обращаются к поискам другой правды (в религии, философии, мистике и т.д.). Тем временем «внутренний пролетариат» (люди, не способные к труду, но всегда готовые к возмущению, когда их желания ущемляются) и «внешний пролетариат» (народы, еще не ступившие на путь цивилизации) обеспечивают новый вызов. Как правило, на новый вызов элита дает старый (теперь уже неадекватный) ответ. Поскольку в каждой цивилизации духовное (концептуальное) единство обеспечивается, прежде всего, благодаря религии, выход для современной западноевропейской цивилизации Тойнби видел в глобалистском переходе к мировым религиям - тому, что способно противостоять замкнутости цивилизаций, а затем н к единой мировой цивилизации.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|