... разными смыслами. Нередко смысл термина обнаруживается лишь в контексте их рассуждений. Исторически первым было понятие материи как «главной» вещи - первоначала (по-гречески "архэ" - начальник), первопричины всех остальных вещей. У Фалеса Милетского (VI в. до н.э.) это была вода, у Анаксимена - воздух. У Эмпедокла - огонь, вода, земля и воздух стали рассматриваться как содержание и строительный материал — в разных пропорциях — вообще всех вещей. В конце концов, такое понятие материи оформилось у Демокрита (V-IV вв. до н.э) в виде представления о невидимых, но исходных и далее неделимых атомов — материала, из которого построены все вещи, включая человеческие мысли и даже самих богов.
Второе понятие материи не было связано с описанием того, из чего со-стоят вещи, а указывало на какое-нибудь неотъемлемое свойство («атрибут») всех материальных предметов. У Р. Декарта (XVII в.) мир состоял из тел и души, а в качестве атрибута всего телесного (материального) выступала протяженность — свойство, которое можно измерить циркулем и линейкой.
Третье понятие материи связано с указанием определенного исходного отношения, которое выполняется именно на материальных вещах. Еще пифагорейцы (VI-IV вв. до н.э) полагали, что «всем правит число», которое трактовалось пространственно — как геометрическое отношение. Б. Спиноза (XVII в.) указывал, что природа подчиняется принципу causa sui — причина самой себя, а про человеческие идеи этого не скажешь. Некоторые современные философы в качестве первопричины всех вещей во вселенной указывают на наличие информации, она у них первична и существует сама по себе. Если все эти три понятия материального носят внутренний (натурально-онтологический) характер, т.е. не ссылаются ни на что, кроме того, что можно было бы обнаружить в самой природе, то четвертое понятие пред-полагает ссылку на гносеологическое отношение «Субъект — Объект». Д. Дидро (XVIII в.), Ф. Энгельс (XIX в.), В. Ленин (XX в.) делили мир на объ-ективную реальность и субъективную реальность. Материи приписывался признак именно объективной реальности — свойство существовать вне человеческого сознания и независимо от него.
В зависимости от того, как философы решали основной вопрос философии, в частности, –его первый аспект – проблему «что первично: материя или сознание, природа или дух», они разделились на несколько течений. Главные из них–материализм и идеализм. Материалисты признавали вечность природы материального начала и вторичность, зависимость сознания от материи. Идеалисты утверждали, что дух существовал прежде природы и т.о. так или иначе признавали сотворение мира. Исторически и материализм и идеализм существовали в различных формах. Две основные формы идеализма это: объективный и субъективный идеализм. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания(т.е. существующего объективно), для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было субстанциальной реальности вне и независимо от нашего сознания. Возможны и вариации и в рамках каждого течения. Так, немецкий идеалист Гегель духовным первоначалом утверждал мировой разум, объективную идею. Платон – целый мир идей. А философ-иррационалист Шопенгауэр – мировую волю. Главная мысль субъективных идеалистов–утверждение неразрывной зависимости (связи) вещей как предметов опыта, объектов восприятия от воспринимающего субъекта, понимаемого как совокупность людей. Идеалисты субъективного толка, как правило, отрицают значение таких философских понятий, как "материя", "объективная реальность", "причинность", поскольку предметом восприятия всегда являются единичные процессы, явления. В конечном счёте, субъективные идеалисты не удерживаются на позиции чистого субъективизма и сближаются с идеализмом объективным. Термин "философский идеализм" происходит от греческого слова идея.
Материализм также существовал в различных формах. Стихийный, наивный материализм типичен для древней философии. Признание вечности материального первоначала сочеталось в нём с элементами мифологических представлений, в частности, некоторым одушевлением природы. Механический материализм типичен для Нового времени. Материальная субстанция – природа – понималась как совокупность тел, подчинённым строгим законам механики. И сам человек во всех его проявлениях понимался механически. Возможны и другие формы материализма: научный, диалектический. Диалектический материализм являлся официальной идеологией советского общества. Реже представлен в истории философии дуализм – учение, признающее параллелизм двух субстанций – духовной и материальной.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|