...и нас». Действительно, люди соблюдают моральные нормы, как-то различают добро и зло, так или иначе выполняют свой долг перед другими людьми, не всегда осознавая, почему они это делают, и не задавая себе вопроса, чем продиктованы эти и другие нормы, изучаемые этикой. Иначе говоря, суще-ствует то, что называется моральной формой общественного сознания. Точно так же громадные массы людей, живущих в разных странах, придер-живаются более или менее одинаковых представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Все это категории эстетического сознания, они изучаются другой философской дисциплиной — эстетикой.
На всех этапах истории люди определенным образом относятся к соб-ственности, считая или не считая частную собственность "естественной"; точно так же считаются правильными или неправильными конкретные фор-мы ведения хозяйственной жизни. Это значит, что всякий человек является носителем еще и экономической формы общественного сознания. После возникновения государства в любом обществе людей объединяют (или разъединяют) также политическое сознание и правосознание: сознательно или подсознательно люди решают для себя основной вопрос политической жизни (о первичности человека или государства), предпочитают жить в открытом или закрытом обществе, считают те или иные нормы права естественными и справедливыми, а другие нормы — нет. Кроме того, на каждом этапе истории в любом социуме можно обнаружить господствующее мировоззрение, обусловленное данным этапом развития науки и степенью доверия к ней, влиятельностью той или иной религии, значением, которое приобрело искусство в этом обществе. Соответственно различают фило-софскую и религиозную формы общественного сознания.
В зависимости от степени осознанности и степени использования всех этих форм в собственных интересах в общественном сознании различают уровни общественной психологии и идеологии. Идеология представляет собой результат стремления господствующих групп людей (или иных групп, которые стремятся приобрести влияние в обществе) воздействовать на формирование социальной психологии. Идеологические концепции всегда выражают групповой (элитарный, классовый, этнический, церковный, профессиональный), а не в целом общественный интерес. Эти групповые интересы манифестируются — публично выражаются и пропагандируются — в виде философских, политических, экономических, религиозных или иных концепций. Если в данном обществе наука пользуется авторитетом (а именно это имело место последние 300 лет), то данные концепции нередко стремятся представить как «научные». Однако, в отличие от научных, идеологические концепции всегда нарушают принцип фаллибилизма, т.е. допущение о "погрешимости" (несовершенства и уязвимости) любой формы знания.
Формы общественного сознания изменчивы, постоянно эволюционируют, в каких-то своих частях пересекаются и влияют друг на друга. В различных социальных моделях значение каждой из этих форм оценивается по-разному. Так, в моделях социума, построенных по экономическому и политическому концептам, в качестве более фундаментальных выступают экономическая и политическая формы сознания, а другие формы стремятся из них "вывести". В культурно-исторических моделях на первый план выходят эстетическая, нравственная и (или) религиозная формы общественного сознания.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|