...ние того, каким путем физические явления, происходящие в материальном мире, воздействуют на протекание психических, духовных процессов, и наоборот как психические, духовные процессы способны оказывать влияние на физические явления. В более узком смысле эта проблема ставится как вопрос о связи психических и физиологических явлений в теле человека (психофизиологическая проблема).
Психофизическая проблема — это проблема соотношения идеального и материального, физического и психического и, соответственно, сознания и человеческого мозга. В заостренной форме проблема приобретала вид та-кого вопроса: может ли материальный мозг породить нечто, в корне от него отличное, - мысль. Разрешение проблемы зависит от того, на какой он-тологический принцип опирается конкретный мыслитель. В частности, для объективного идеалиста (Платон, Гегель) мозг есть орган восприятия и хра-нения объективных идей. В субъективном идеализме Э. Маха (XX в.) душа и тело рассматривались как построенные из одних и тех же «элементов» — ощущений. Материализм XVII-XVIII вв. принимал механистическую модель: психические явления есть функция физического носителя - мозга. П. Кабанис говорил, что мозг также выделяет мысль, как печень - жёлчь или поджелудочная железа — желудочный сок. Мол, психическое и физическое подчиняются одним и тем же законам естествознания. Р. Декарт, напротив, удваивал мир, но полагал, что физическое и психическое способны взаимодействовать. А сторонники психофизического параллелизма (Лейбниц и др.), удваивая мир, считали идеальное и материальное не взаимодей-ствующими, но божественно согласованными сущностями.
В физиологической науке происходит переход от теоретико-эмпирических к абстрактно-теоретическим исследованиям приемов, которые в значительной мере основываются на гипотетико-дедуктивном предвидении. Так, благодаря методам нейрокибернетики мозг изучается как отражающий аппарат, который путем перекодировки добытых возбуждений в нервный импульс формирует идеальный образ. Исследования свидетельствуют, что такие химические вещества, как ацетохолин, холинестераза, цирозин и другие сыграют значительную роль в перекодировке полученной информации, а также в дальнейшей передаче возбуждений нервным импульсом. Психологические и физиологические исследовательский приемы, дополненные цитологические, гистологические, биофизические, делают возможным познание материального субстрата сознания и особенностей его функционирование.
До сих пор не найдено такого решения психофизической проблемы, которое получило бы всеобщее признание. Среди разных направлений поиска одним из наиболее перспективных является информационный подход. Суть его заключается в том, что психические процессы рассматриваются как процессы получения, хранения, передачи, преобразования информации, а физиологические (нейродинамические) – как материальные носители этой информации, т.е. сигналы, в которых она «закодирована».
С позиций информационного подхода способность мысли воздействовать на телесные процессы объясняется тем, что мысль всегда имеет материального носителя – соответствующую нейродинамическую систему. Воздействие мысли на тело – это информационное управление. Мысль управляет телом не «сама по себе», а через нейрофизиологические процессы, которые являются ее материальным носителем.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|