...обом, когда собеседники имеют согласованную цель и путем расчленения проблемы, а затем постепенного движения от частных случаев к общему определению понятия стремятся получить общезначимое понятие о предмете. По мнению Сократа и Платона, только такой вывод может считаться знанием. Но еще раньше Гераклит (VI-V в. до н.э.) обратил внимание на то, что некоторые характерные для ведения спора черты, в первую очередь, единство и «война» противоположностей обнаруживаются непосредственно в самой действительности. Он указывал на такие неразделимые пары: одно — многое, свет - тьма, дух — тело, жизнь - смерть (умирая, полагал он, человек пробуждается от смерти плотского существования) и др. И все это находится в непрерывном изменении, символом которого Гераклит избрал образ огня.
В Новое время Гегель вернулся к идее Гераклита и вновь придал слову «диалектика» онтологический смысл, построив на этой основе весьма целостную философскую концепцию. У него вся действительность самопроизвольно изменяется по принципам диалектики. Первоначально развиваются понятия в области чистого духа (Абсолютной идеи) - через единство борьбу противоположностей как источник развития, через влияние постепенных количественных накоплений на качественный скачок (т.е. превращение понятия в иное понятие) и в направлении, которое Гегель назвал «отрицанием отрицания». Как он полагал, таково движение мысли в процессе диалектического спора: в качестве противоположностей выступают Тезис и Антитезис, которые затем «снимаются» в Синтезе, а он есть не что иное, как возврат якобы к Тезису, но на более высокой ступени («диалектическая спираль»). Эта же схема развития, по Гегелю, воплощается затем в Природе, которая, в свою очередь, ведет к действию того же универсального механизма в человеческом обществе с его историей и субъективной духовной жизнью. В целом же вся эта последовательно развертывающаяся триада в виде Абсолютной Идеи - Природы - Субъективного духа также является воплощением диалектической спирали.
Марксистская философия («диалектический и исторический материализм») стремилась наполнить эту диалектическую схему материалистическим смыслом. По Ф. Энгельсу, диалектика — это уже наука о всеобщей связи и развитии в природе, обществе и мышлении. А если это наука, то у нее должны быть свои законы. В качестве законов диалектики были приняты три гегелевских положения — о единстве и борьбе противоположностей, влиянии количественных изменений на неизбежный качественный скачок и отрицание отрицания, которые, таким образом, утратили прямую связь с процедурой ведения диалога. «Метафизическими» с резким негативным оттенком стали называть всякие, отличные от диалектических, попытки строить полную и завершенную, а значит, более не развивающуюся, философскую систему. Но именно такую философию стремился построить I' гель, и такой, помимо желания авторов, оказывалась и сама марксист-философия. Некоторые сторонники марксизма утверждали, что диалектический метод универсален и должен заменить вообще все методы, которые связаны с использованием формально-логического мышления.
При этом никто больше не настаивает на абсолютной универсальности диалектического метода — хотя бы потому, что не про каждую вещь скажешь, что она развивается, и не каждая вещь интересна только с точки зрения ее взаимосвязей. Но главное: то, что называли диалектическим методом в марксизме, оказалось недостаточно конструктивным и оперативным. В частности, «законы» диалектики не позволяют делать на-дежные предсказания, попытки их применения заканчиваются лишь вер-бальными (чисто словесными) определениями, которые трудно назвать об-щезначимыми.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|