...их природу и соотношение друг с другом, а также место, которое они занимают в системе социальной и личной жизни. Среди человеческих ценностей чаще всего называют жизнь, свободу, истину, добро, красоту, справедливость и др.
Ценности — как материальные, так и духовные, - могут рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения социальной онтологии - как система господствующих, часто неосознаваемых, нормативных регуляторов того общества. Обычно классификацию этих регуляторов строят по предметным областям — как этические, эстетические, политические, экономические, религиозные, философские, научные и другие ценности. Во-вторых, ценности рассматриваются с позиций философской антропологии — в виде предпочитаемых человеком интенций в его отношениях к природе, обществу и продуктам собственной деятельности, а также к отдельным людям.
С тех пор, как Сократ (470-399 гг. до н.э.) впервые прямо поставил вопрос: «Что есть благо?», поиски ответа на вопрос о природе ценностей шли в разных направлениях — в зависимости от тоге, чему философы применили ценность в качестве свойства. Одни из них полагали, что тип обладают сами предметы объективной действительности – независимо от того, природные это объекты или продукты культуры (среди философов XX ст. это А. Мейнонг, Дж. Дьюи и др.). Другие считали, что ценность характеризует не предметы как таковые, а только отношение человека к этим предметам (в XX в. — В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер). А некоторые (например Н. Гартман) вообще не связывали ценности с теми или иными предметами, а просто выделяли их в особую (вне- и надчеловеческую) сферу.
Культурно-исторический анализ показывает, что «подлинных» и «веч-ных» ценностей не бывает, все они меняются вместе с изменением общества. Исключение, может быть, составляют такие ценности, как сама жизнь и факторы ее сохранения на Земле, а также то, что люди называют свободой. Но всегда существовали маргинальные (т.е. побочные, пограничные) концепции, которые даже эти ценности ставили под вопрос — это, например, секта орфиков в Древней Греции, в которой было принято оплакивать рождение ребенка и радоваться смерти близких, а в современном мире — фундаменталистская секта ваххабитов в исламе. В целом же для каждого исторического этапа и для каждой из Культур характерна своя система ценностей.
Поскольку ценности не существуют поодиночке и всегда организуются в системы, то в каждой из них есть свои концепт, структура и элементы. В качестве концепта выступает какой-то один тип ценностей — в частности экономический, духовный или политический, он принимается как смысл бытия и основной признак специфики данного социума. В качестве струк-туры принимается отношение импликации «цель - средство»: "если есть такая-то цель, то средствами для нее являются такие-то средства". Структура этой системы — это способ достижения, «рецепт» достижения кон-цептуальных ценностей. Остальные ценности рассматриваются как вспо-могательные и выступают этими самыми средствами-элементами.
Когда мы обращаемся к философско-антропологической проблематике, то замечаем, что аналогичным образом строятся и системы индивидуальных ценностей. Одного человека (по его концептуальным ценностям) можно назвать экономическим, другого — состязательным (честолюбивые замыслы присущи не только военным и спортсменам), третьего — духовным (духовные интересы ставят во главу угла не только люди, глубоко верующие в Бога, но и многие ученые или деятели культуры). Эти системы индивидуальных ценностей могут характеризовать человека на протяжении всей жизни, но могут, вопреки мнению Платона, и меняться — под влиянием социальных обстоятельств или условий личной жизни. Во всяком случае, они не являются простым отображением той системы ценностей, которая доминирует в данном обществе в данное время.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|